Журнал "РАДУГА" выпуск I

Самое интересное о  приоритетных направлениях деятельности педагогов нашего детского сада, а так же всё или почти всё о проблемах  детей  дошкольного возраста с точки зрения педагогики и психологии

Имидж дошкольного образовательного учреждения
автор статьи: 
Миронова
Лидия Александровна
заведующий ДОУ
Дошкольное учреждение – открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова «конкурентоспособность», «сегмент рынка» и др. Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта ДОУ и дополнительный ресурс образовательного учреждения.

Что такое имидж?
Имидж - это сложившийся в сознании окружающих эмоционально окрашенный образ.

Необходимость формирования имиджа возникла в связи с тем, что, во-первых усиливается конкуренция среди ДОУ, во-вторых, сформированный позитивный имидж ДОУ в большей степени обеспечивает стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие, появляется доверие ко всему происходящему в ДОУ, в том числе инновационным процессам.
Мне, как руководителю, хочется, чтобы наше учреждение имело свое лицо, свое имя, чтобы каждый ребенок в детском саду рос и развивался в соответствии с его потребностями и желаниями родителей, чтобы каждый член коллектива чувствовал себя личностью.
Проблема формирования имиджа ДОУ относится к области управления. Как и любое управленческое нововведение, оно содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты.
Проанализировав внешнюю среду и внутренние ресурсы, мы выделили факторы, которые положительно влияют на формирование имиджа нашего ДОУ

• Территориальное местонахождение. Наш детский сад расположен в старой части    города в Металлургическом районе, рядом находятся детские сады для детей раннего возраста, общеобразовательные школы, гимназия, физико-математический лицей.  Это является положительным моментом для создания и поддержания    конкурентоспособности ДОУ.
•  Детский сад имеет достаточно большой опыт работы на рынке оказания    образовательных услуг и пользуется спросом у населения района. Многие выпускники    детского сада приводят к нам своих детей, объясняя свой выбор качеством    образования в ДОУ, также о нашем дошкольном учреждении узнают от своих   знакомых, коллег по работе, которые довольны результатом образовательной    деятельности учреждения.
• Наш детский сад известен в профессиональных кругах и среди общественности. А это    мы считаем важным условием создания конкурентоспособного учреждения.
• Профессионализм руководителя и педагогов напрямую влияют на качество оказания    образовательных услуг, а, следовательно, и на имидж детского сада.
• Виды и качество образовательных услуг. Приоритетным направлением работы ДОУ является интеллектуальное развитие дошкольников.
• В ДОУ сложилась система ценностей, обычаев, традиций. Общие интересы,  совместные мероприятия, творческие дела сплачивают коллектив, делают его более    работоспособным и восприимчивым к инновациям.
• Выпускники детского сада востребованы школами района и города. Их достижения, а   также отзывы родителей об организации образовательного процесса, уровне    обученности воспитанников также способствуют формированию имиджа нашего    учреждения.

Свою миссию мы определяем так: создание учреждения, отвечающего запросам родителей, школы и интересам детей.

Работу по созданию и поддержанию имиджа осуществляем по нескольким направлениям:
• создание внешней атрибутики и рекламы деятельности;
• дизайн ДОУ учебных и игровых помещений;
• повышение качества образовательной деятельности;
• формирование корпоративной культуры, создание имиджа руководителя и его
   команды.

Внешняя атрибутика необходима для создания имиджа, именно она позволяет определенным образом позиционировать себя, представить уникальность образовательного учреждения.

Для этой цели мы выпускаем для родителей информационные буклеты, в которых даются конкретные советы для родителей, печатается полезная информация о мероприятиях проводимых в ДОУ, создан практический и методический журналы «Радуга», в которых описывается опыт работы воспитателей, небольшие теоретические статьи о проблемах и приоритетных направлениях деятельности детского сад, также для позиционирования себя на внешний уровень у нашего ДОУ есть свой личный БЛОГ в интернете, где отражаются все знаменательные события детского сада. Есть книга отзывов для родителей и гостей ДОУ, здесь много добрых слов о сотрудниках учреждения.

Дизайн ДОУ учебных и игровых помещений необходимы для создания имиджа, именно это позволяет определенным образом позиционировать индивидуально каждую группу детского сада, представить уникальность образовательного учреждения. Для этой цели воспитатель совместно с родителями воспитанников ДОУ оформили свою группу в определенном цвете, дизайн ДОУ, игровых и учебных помещений продуман таким образом, чтобы детям было комфортно, уютно и они имели возможность в интересной для себя деятельности развивать свои способности.

Все перечисленные имиджевые характеристики являются действенной рекламой деятельности ДОУ и вызывают интерес к нашей работе. Мы практикуем разные формы подачи информации о деятельности ДОУ: презентации, дни открытых дверей, выставки, информация в БЛОГЕ. Наш опыт транслировался на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах инициированных районом и городом Челябинска.

Для многих родителей важным является качество образования, стиль работы ДОУ. В детском саду работают квалифицированные специалисты имеющие высшее педагогическое и среднее профессиональное образование. Все педагоги аттестованы на высшую, первую квалификационную категории.

Главный девиз моей работы как руководителя: «Дать людям почувствовать свою значимость, почувствовать себя нужными».

Ведущими компонентами имиджа является образ педагогов, работающих с детьми. В нашем детском саду эмоциональные, активные и творческие педагоги, заботливые, внимательные младшие воспитатели. Всех сотрудников коллектива объединяет умение с оптимизмом смотреть в будущее, проявлять инициативу, быстро принимать решение, активно действовать – и мечтать. Надежный, сплоченный коллектив педагогов и сотрудников детского сада, на который можно опереться в любую минуту – это самое важное условие успешной работы.

Для формирования своего неповторимого имиджа ДОУ должно иметь четкую перспективу, свое видение будущего, уникальную систему ценностей, свои традиции, узнаваемые имиджевые характеристики, своевременно обновляемый информационный материал о позитивных переменах в жизни детского сада.

Впереди у нас много интересных задач, которые нам предстоит решить вместе, много интересных открытий. Профессионалами не рождаются, ими становятся!


 
Адаптация ребёнка к детскому саду
автор статьи:
Лещенко
Оксана Николаевна
педагог-психолог
Стихи детский сад
                               Вопрос отдавать ребенка в детский сад или не отдавать рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Принятие решения родителями во многом определяется личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Необходимо отметить, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, гувернантки, неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Оформляя ребенка в дошкольное учреждение, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Это волнение усугубляется, если ребенок отказывается идти в группу.

Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Малыши, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.

Что такое адаптация?

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям.
Для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Некоторые закономерности процесса адаптации
Вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала ребенка нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. На это следует обращать постоянное внимание в семье.

Так же необходимо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась, в этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Поэтому чаще всего ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Чем же объясняется такое разное поведение детей?
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
• Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
• Неумение занять себя игрушкой;
• Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми.

Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив.

Научно доказано, что период адаптации к детскому саду в норме составляет от одного до 6 месяцев, если адаптация не произошла в течение 6 месяцев, то это сигнал родителям, о том, что с ребенком не все в порядке и необходимо обратиться к специалисту.

Адаптация считается законченной, если у ребенка наблюдается стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит, у него отсутствуют заболевания и есть динамика массы тела.

Типичные ошибки родителей в период адаптации ребенка к детскому саду и способы их предотвращения

Отдавая ребёнка в дошкольное учреждение родители, часто сталкиваются с трудностями. В первую очередь это неготовность к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад.

Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям.

Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой детского сада, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади и еще несколько рекомендаций заинтересованным родителям:

• Обязательно соблюдайте график адаптации, режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит инструктор по гигиеническому воспитанию или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
• Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
• Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
• Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей). Берегите нервную систему ребенка!
• Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем нам нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития», даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек).

Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки, познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми.

Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с инструктором по гигиеническому воспитанию или врачом, то есть сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. И самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.



На пороге детского сада
автор статьи:
Батыева
Галина Александровна
воспитатель 1-й младшей группы

«Сегодня первый раз отвела дочку в д/с,
Виды детского садаи испытала все одновременно
и страх за дочку, и облегчение одновременно!
Ну и стресс конечно же,
ведь отвела свою кровиночку к чужим тетенькам,
как они будут к ней относиться?
Но, надеюсь только на самое лучшее»
(форум для родителей «Детство.ru»)

Подрос малыш. Исполнилось ему 2 года.
Мама радуется, какой он умница: и с детками хочет поиграть, и кушать пытается сам, и штанишки натягивает.
Пора бы уже и в детский сад! Но что его там ждёт? Как он будет целый день без родных и близких ему людей?
Не знает малыш, что это важный период в его жизни, сопровождающийся изменениями привычной обстановки, режима дня, разлукой с мамой.

Когда я начинала работать с детьми, впервые пришедшими в детский сад, то испытывала трудности в адаптации. Потому что я воздействовала преимущественно на детей, включаясь в общение и игру с ними. Но с годами поняла, что для обеспечения оптимальной адаптации необходимо взаимодействие с родителями малышей.
И поэтому сейчас при первой встрече с ними, стараюсь объяснить, что такое адаптация для малышей, как облегчить этот период.

Затем провожу анкетирование для выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, изучения специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей.

Получив реальную картину на основе собранных данных, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Правильно организованная работа по взаимодействию воспитателя и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения.

Группу малышей я только начинаю набирать, и поэтому основная работа по взаимодействию с родителями у нас впереди.

Хотелось бы в этом году использовать следующие формы работы с родителями:
- «Вечер вопросов и ответов»;
- «За круглым столом» (разговор о проблемах за чашкой чая, встреча с психологом);
- Устный журнал «Здоровье» (консультации инструктора по гигиеническому воспитанию
«Расти здоровым, малыш»);
- «Полезные советы» (рекомендации по воспитанию детей раннего возраста);
- Фотовыставка «Мой ребёнок в детском саду» (родители должны подготовить фотографии);
- «Семейный клуб» - родительское собрание (просмотр видео архива, обсуждение планов на будущее);
- Фотомонтаж «Из жизни группы»;
- Выставка детских работ;
- Почта «Доверие» (вопросы и проблемы родителей с детьми).

Проработав в детском саду много лет, я неоднократно приходила к выводу, что активное внимание родителей к жизни группы помогает малышам быстрее справиться с проблемами, возникающими на начальном этапе привыкания к детскому саду.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.


Народная кукла в играх современных детей
автор статьи:
Мирасова
Азалия Рамильевна
воспитатель подготовительной группы

Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ваш ребенок - не исключение.

Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки - дело чрезвычайной важности. Она служит для забавы и развлечения ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Ее развивающий потенциал издавна известен в народе и именно поэтому всегда привлекал особое внимание философов, педагогов, этнографов, психологов.

Массовая игрушка, которую родители могут приобрести ребенку, заполонившая прилавки магазинов и зачастую изготовленная по западным образцам, но из дешевых и не очень качественных материалов, фактически такая же одноразовая, как посуда и прочие товары потребления, которые предлагает использовать высокотехнологическое общество потребления. Как правило, серийная игрушка, доминирующая на рынке благодаря доступной цене, не оставляет места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного поиска, творчества ребенка. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка, правда, на английском языке с китайским акцентом или же на русском: «Привет, как дела?»

Игрушка, преобладающая теперь в детских играх, формирует у ребенка потребительский подход, невостребованность любознательности, фантазии, поиска, собственной активности. Как специфический способ информации она пропагандирует и искривленные ценности. Она несет в себе угрозу нормальному физическому, психологическому и духовному развитию. Провокации информационной среды — техногенные и сексуальные образы, игрушки с мертвыми, отвратительными лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты — приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому очень бы хотелось, чтобы в наше время дети знали и видели не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.

Выбранная мною тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы не поселился человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов, а некоторые из них бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения.

Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.

Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. Потерян большой пласт нашей истории и культуры. В то время, как кукла сопровождала человека с рождения до смерти.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Я считаю, что идеальных кукол в магазинах не продают, но их можно изготовить своими руками. Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Кукла - это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я. Сделанная своими руками кукла, предназначена для того, чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее. Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую «мама» прижимает к себе, способствует формированию привязанности, она получает от куклы что-то взамен.

Ознакомившись с этой проблемой, я поняла, что дети не играют с подобными игрушками, не потому что не хотят, а потому, что попросту не знают об ее существовании. Исходя из этого, мною было проведено занятие с детьми подготовительной группы, целью которого было знакомство с традиционной народной куклой, способами и приемами ее изготовления, а также знакомство с обычаями и обрядами русского народа. В итоге занятия, я была приятно удивлена появлению у детей познавательного интереса к этой теме и возникновению необычайного стремления самостоятельно изготовить традиционную русскую игрушку, причем не только у девочек, но и у мальчиков.

Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Я думаю, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.. А сейчас, в век компьютеров и сверхскоростей, при огромном засилии российского рынка заграничной продукцией, эффектные на первый взгляд, а по сути - безликие, удручающе однообразные Барби и Винкс не способны воспитывать у детей теплые, человеческие чувства, чувства материнства. Такие куклы способны лишь воспитывать праздное отношение к жизни, потому, что это не «дочки», а скорее подружки в шикарных нарядах, в которых можно только веселиться, гулять и ждать принца. Но жизнь – это не сплошной праздник, нам нужно чаще обращаться к традициям своего народа, помнить и знать свое прошлое.